среда, 23 февраля 2011 г.

Фотограф Максим Дмитриев



 (145x200, 6Kb)
Максим Дмитриев родился в 1858 году в Тамбовской губернии и получил образование в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников. По окончании школы мальчику пришлось самому зарабатывать себе на хлеб: он читал псалтырь над покойниками, плел корзины на продажу. Наконец, благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошее ремесло, в возрасте 15 лет Максим Дмитриев поступил в ученики к известному московскому фотографу М.П. Настюкову. Именно там мальчик впервые познакомился со светописью, а также приобрел весьма полезные для фотографа того времени практические навыки, научившись вымачивать фотопластинки в азотной кислоте, обрабатывать их нашатырным и этиловым спиртом, наклеивать и ретушировать фотографии. С учителем будущему фотохудожнику очень повезло: Настюков был успешным предпринимателем, фотографом императорского дома и активным творческим человеком, изучавшим памятники национальной архитектуры, фресковую живопись и предметы древнерусского быта. В его мастерской в распоряжение начинающего фотографа попали многочисленные художественные альбомы и гравюры, которые значительно расширили творческий кругозор молодого человека. Здесь же будущий фотолетописец Нижнего Новгорода впервые заочно познакомился с этим городом и его знаменитой ярмаркой, где М.П. Настюков с 1860 года имел собственную лабораторию. Наставник поощрял в молодом художнике постоянное стремление к познанию, которое привело Максима Дмитриева в воскресные рисовальные классы Строгановского художественного училища, где он освоил основы работы со светом и тенью, а также азы перспективных построений.

В 1874 году 16-летним юношей Максим Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, чтобы работать в фотопавильоне своего наставника на Нижегородской ярмарке. Путешествие в Нижний Новгород оказало на юного фотохудожника огромное впечатление и стало судьбоносным: именно здесь Дмитриеву посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина, лауреата нескольких международных выставок. Три года спустя молодой человек отказался от контракта с Настюковым и переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников Карелина, Д.Лейбовского, основательно усвоившего манеру и виртуозную фотографическую технику своего учителя. Наконец, в 1879 году исполнилась заветная мечта молодого фотографа: ему было предложено место в фотоателье Андрея Осиповича Карелина. Работа с известным фотомастером способствовала окончательному формированию творческих способностей Дмитриева, а кроме того дала необходимые материальные средства для создания собственной фотомастерской, которая и была открыта в 1881 году. Впрочем, разногласия с деловыми партнерами скоро заставили Максима Дмитриева выйти из предприятия, и художник еще несколько лет «скитался» по фотографиям Орла и Москвы прежде, чем предпринять новую попытку открыть собственное дело. И на этот раз попытку весьма успешную – сохраняя в душе благоговейное отношение к фотографии, молодой художник обнаружил необходимые для процветания предприятия прагматические качества и деловую хватку.

Слуда. Вид на берег Оки
 
 
Типы черемисов

Сушка сетей


Озеро Вселуг. Широковский погост

Базар в селе Васильева Слобода

1894 г. Негатив 18х24 см

Ложкарный базар в городе Семенове

1897 г. Негатив 18х24 см

Ловля рыбы в верховьях Волги

Вид на Волгу с Башменской горы

Негатив 50х60 см. Фрагмент.

Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью

1894 г. Негатив 18х24 см

Жигулевские горы. Место лагеря Степана Разина

1894 г. Негатив 18х24 см

Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде

1897 г. Негатив 18х24 см

Спасо-Преображенский собор в Сормове

Озеро Селигер Осташковского уезда

Караван судов на Волге под Ярославлем

1894 г. Негатив 30х40 см

Типы старообрядцев. Семеновский уезд

1897 г. Негатив 18х24 см

Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка

1897 г. Негатив 18х24 см

Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор
1904 г. Негатив 18х24 см

Общий вид села Кимры

Кафедральный собор в Симбирске

1894 г. Негатив 18х24 см

Калмыцкий хурум в селе Булгары (Успенское)

1894 г. Негатив 18х24 см

Шествие за иконой Николая Чудотворца в Чебоксарах

Ложкарное производство в деревне Деяново

1897 г. Негатив 18х24 см

Александровский мост через Волгу в Сызрани

1894 г. Негатив 18х24 см

Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья

Ярмарочная шансонетка Масленникова

Колокольные ряды на ярмарке
Избалованная московская публика впервые увидела работы Дмитриева в 1889 году, на выставке, посвященной 50-летию светописи, – и рукоплескала неизвестному до тех пор провинциальному фотографу. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты. Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. Работы, имевшие выраженную социальную направленность, вообще занимали видное место в творчестве фотографа. Например, на Парижской фотографической выставке Дмитриев показал весьма «острую» фотографию «Арестанты на строительных работах», которая вызвала некоторое раздражение официальных российских обозревателей. Впрочем, критика не смущала фотографа, который в то время уже неоднократно становился лауреатом российских и зарубежных фотовыставок. В начале 90-х годов XIX века он создал знаменитый альбом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», издание которого помогло собрать деньги для помощи Поволжью. Мало заботясь о славе и даже собственном здоровье, Максим Петрович снимал разоренные голодом деревни, фиксировал работу врачей, сестер милосердия и отдельных земских деятелей, помогающих больным тифом крестьянам. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа и удостоился восторженных откликов критики.



Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Изба татарина Тарипджанова в деревне Кадомке Сергачского уезда

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Раздача хлеба в ссуду крестьянам в городе Княгинине

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Санитарный персонал С.С.Вешняковой в Лукояновском уезде

1891-1892 гг. Фототипия.

Семья, больная тифом, в городе Княгинине

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Больные тифом

Группа санитарного отряда с доктором Апраксиным в городе Княгинине

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см

Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда

1891-1892 гг. Негатив 18х24 см
Не меньшей популярностью публики пользовались удивительные по красоте и силе пейзажные снимки, которые поражали зрителей тщательностью отбора объектов, мастерски найденной точкой съемки, неповторимой живописностью композиции. Титанический труд художника, цикл из нескольких сотен фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлевший окрестности Волги буквально через несколько верст, отнял у Максима Дмитриева около 10 лет жизни, потребовал огромных денежных вложений и принес автору главным образом моральное удовлетворение – его фотографиями без зазрения совести пользовались многие издатели. Творческое наследие художника сохранило для нас архитектурный облик Нижнего Новгорода и, конечно, огромное количество жанровых фотографий, посвященных жизни города и Нижегородской ярмарки. Основоположник русского репортажа, Дмитриев запечатлел практически все более-менее значимые события Нижнего Новгорода на рубеже XIX и XX веков – например, сохранилась серия его крупноформатных фотографий, зафиксировавших приезд в Нижний Новгород в 1913 году императора Николая II на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых. Не оставался мастер чужд и портретному жанру – в разное время гостями и клиентами его фотомастерской были Леонид Андреев, Иван Бунин, Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская и Максим Горький, с которым фотограф был особенно дружен. Наконец, особую часть архива Дмитриева составляют «научные» фотографии: фотохудожник принимал активное участие в восстановлении архитектурных памятников Нижегородской губернии, снимая археологические находки и фиксируя различные этапы реставрации уникальных церквей и монастырей.

Вид на Нижний базар и реку Оку

Вид на плашкоуютный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода

Проводы санитарного отряда на фронт с Ромодановского вокзала

1914 г. 45x55 см

Вид на Ивановский съезд и Скобу

«День белой ромашки» - день сбора пожертвований на борьбу с туберкулезом

1912 г. Негатив 18х24 см

Кулачный бой перед ночлежным домом Н.А.Бугрова

Зеленский съезд в день прибытия императора Николая II в Нижний Новгород

1913 г. Негатив 45х55 см. Фрагмент.

Ночлежный дом Н.А.Бугрова


Пожар в Муромском затоне

Смотр войск Нижегородского гарнизона в Кремле

На уроке в церковно-приходской школе

Церковь при Губернской земской больнице

Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки

Нижне-Волжская набережная

У стен Нижегородского кремля

Нижегородские «босяки»

В операционном зале Государственного банка

1913 г. Негатив 18х24 см

Площадь перед Ромодановским вокзалом

Пожар в Сормове

В зале городского суда

Смотр войск Нижегородского гарнизона на Благовещенской площади в честь 300-летия дома Романовых

1913 г. 45х55 см

Нижегородские «босяки»
Однако начавшаяся 1-я мировая война вынудила М.П.Дмитриева отказаться от съемок вне павильона, а последовавшая революция положила конец всероссийской славе художника. Некоторое время после 1917 года Максим Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, впоследствии Горьком, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. В фотоархиве этого времени – нескончаемые портреты делегатов и депутатов съездов и конференций, сотрудники обкомов, крайкомов, а также многочисленные комиссии и комитеты. Но поддерживать ателье фотографу становилось все труднее – из-за того, что в его мастерской «числились» пятнадцать наемных работников, фотохудожник был объявлен эксплуататором и буржуазным элементом. В конце 1929 года фотоателье М.П.Дмитриева перешло в ведение комиссии по улучшению жизни детей при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и одновременно павильонным фотографом этого заведения. В 1933 году из его архива изъяли более 7000 фотографий, лишив некогда знаменитого фотографа единственного дохода, который давали заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков. Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. 90-летие основоположника российского репортажа не было замечено районными газетами, и только последовавшая несколькими месяцами спустя смерть М.П. Дмитриева была отмечена коротким некрологом на последней полосе «Горьковской коммуны».

Часовня на истоке реки Волги в деревне Волгино Тверской губернии

Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре

1904 г. Негатив 18х24 см

Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде

1897 г. Негатив 18х24 см

Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре

1897 г. Негатив 18х24 см

Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Паперть церкви Святителя Николая Чудотворца

1904 г. Негатив 18х24 см

Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре

1904 г. Негатив 18х24 см

Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии

1895 г. Негатив 18х24 см

Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь

Святой источник в Саровском мужском монастыре

Группа монахинь на паперти

1904 г. Негатив 18х24 см

Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре

1894 г. Негатив 45х55

Закладка городской соборной мечети в Нижнем Новгороде

1902 г. Негатив 18х24 см

Странники на пути в Саровский мужской монастырь

Чернухинский скит. Уставщицы

1897 г. Негатив 18х24 см
Оленевский скит. Уставщицы

1897 г. Негатив 18х24 см

Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь

Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник

1897 г. Негатив 18х24 см

Закладка Спасской церкви в Нижнем Новгороде

1899 г. Негатив 18х24 см

В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре

1897 г. Негатив 18х24 см

Источник публикации (текст + фото): "Максим Дмитриев. Фотографии" (Москва, "Планета", 1996; составитель Андрей Баскаков; авторы текста В. Колябин, Н. Филатов, В. Харламов; художник А. Семенов)

9 комментариев:

  1. Такие фотографии, как сказание о русском народе, его истоках, характере, судьбах. Потрясена.

    ОтветитьУдалить
  2. Слава богу, что такие люди были и фотографии сохранены. Это наша история Её должны знать и видеть violetta

    ОтветитьУдалить
  3. Потрясающие фотографии и рассказ.Респект автору.Нижегородчина-родина моих предков.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо автору за подборку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. знаете, я нашла у себя фото, там маленькое клеймо тисненое - фот. 1012 Дмитриев. г Новгород. ужжасноинтерсно. Пытаюсь у оставшихся в живых родственников разузнать, как все это было. там мой дед. могу отсканить и сюда выставить, если интересно

      Удалить
  5. Действительно, замечательные снимки!Жаль,что многое из такого фотосокроцища растощили по архивам и держат под спудом!Или иногда показывают за деньги...

    ОтветитьУдалить
  6. очень интересно, люблю исторические снимки. супер!!!!!

    ОтветитьУдалить

Авторы